Информация к зачёту (экзамену) по курсу "Суперкомпьютеры и параллельная обработка данных".


Лекторы:


Альтернативные способы получения зачёта по курсу:

  1. Зачёт (экзамен) в форме беседы с преподавателем.
  2. Зачёт в форме электронного тестирования.
  3. Зачёт за выполнение практического задания.
  4. Конкурс изображений "Параллелизм вокруг нас".
  5. Конкурс выступлений в формате "Научный стенд-ап".

Зачёт (экзамен) в форме беседы с преподавателем.

  • Даты зачётов (экзаменов):
    • 27.12 все группы приходят к 10:00, ауд. П-6
  • Порядок прихода групп на зачёт будет определён позже.
  • В билете два вопроса. Список вопросов к зачёту (экзамену).
  • На зачёте не разрешается пользоваться никакими материалами.
  • Те группы, учебный план которых предусматривает экзамен по этому предмету, сдают его в те же сроки и по тем же билетам, но с проставлением оценки. За другие формы сдачи экзаменационная оценка не ставится, но может быть получен объявленный "бонус" (+1 балл).

Зачёт в форме электронного тестирования

  • По результатам второго электронного тестирования зачёт (бонус на экзамене) получают:
  • 323 группа:
    • Агаджанян Грант Минасович
    • Алексеев Никита Константинович
  • 402 группа:
    • Сапрончев Андрей Михайлович
    • Шаргаровский Михаил Денисович       
  • 403 группа:
    • Балашов Георгий Сергеевич
    • Бондаренко Анна Игоревна
    • Закс Роберт Тамазович
    • Папикян Тамара Вагеевна
    • Печеный Денис Васильевич
    • Подлесов Егор Анатольевич
    • Протопопов Михаил Андреевич
  • 405 группа:
    • Дьяков Ярослав Андреевич
  • 407 группа:
    • Ефремов Сергей Александрович
    • Родина Дарья Олеговна
    • Рыбинскова Юлия Олеговна
    • Селюцкая Лина Юрьевна
  • 409 группа:
    • Романова Юлия Антоновна
    • Васильченко Дмитрий Дмитриевич
  • 411 группа:
    • Титушин Александр Дмитриевич
    • Тишина Ульяна Кирилловна
  • 412 группа:
    • Зайцева Ирина Владимировна
    • Москалев Артем Романович
  • 414 группа:
    • Батушин Антон Александрович
  • 415 группа:
    • Анашкина Анастасия Алексеевна
    • Гольдфайн Андрей Александрович
  • 416 группа:
    • Анохин Владислав Андреевич
    • Евстигнеева Екатерина Сергеевна
    • Замятин Андрей Иванович
    • Зубков Даниил Константинович
    • Измайлов Александр Айратович
    • Исмаилов Элвин Велиевич
    • Котова Анна Игоревна
    • Куринов Юрий Наранович
    • Малахов Александр Андреевич
    • Островский Алексей Дмитриевич
    • Хайретинов Григорий Маратович
    • Шеряев Антон Владимирович
  • 417 группа:
    • Аристархов Данила Дмитриевич
    • Брескану Никита
    • Елисова Анастасия Алексеевна
    • Зыков Валерий Павлович
    • Каратыщев Дмитрий Иванович
    • Карпинская Анна Викторовна
    • Лапиков Владислав Андреевич
    • Максимова Яна Дмитриевна
    • Федоров Артем Максимович
  • 419/1 группа:
    • Диденко София Максимовна
    • Кирюткина Арина Владимировна
    • Лаврова Екатерина Игоревна
    • Левин Алексей Александрович
    • Хуанфу Линфэй
  • 419/2 группа:
    • Альтерман Лев Михайлович 
  • 441/2 группа:
    • Орлова Екатерина Михайловна
  • Казахстанский филиал:
    • Баяков Тамерлан Маратулы
    • Жан-Юль-Ян Азель Максатовна
    • Исанбеков Дамир Александрович
    • Искакова Аружан Армановна
    • Ковшов Илья Владимирович
    • Мухамеджанова Томирис Ойратовна
    • Сембина Карина Ерлановна
    • Хангельдин Ансар Рахимович
    • Швец Игорь Станиславович

 

  • По результатам первого электронного тестирования зачёт (бонус на экзамене) получают:
  • 323 группа:
    • Акопян Микаэла Тиграновна
    • Горина Елизавета Сергеевна
    • Демина Мария Александровна
    • Майстренко Марат Алексеевич
    • Мальцев Егор Станиславович
    • Рудченко Арсений Олегович
  • 401 группа:
    • Краснова Светлана Максимовна
    • Матвеева Софья Вячеславовна
    • Николаев Глеб Витальевич
  • 402 группа:
    • Артемов Арсений Александрович       
  • 403 группа:
    • Бурцев Леонид Андреевич
    • Таумурзаев Ахматали Канаматович
  • 405 группа:
    • Радаева Карина Владиславовна
  • 407 группа:
    • Кыштымова Анна Юрьевна
    • Пахнушев Андрей Вадимович
  • 409 группа:
    • Огородников Даниил Михайлович
  • 411 группа:
    • Володин Платон Олегович
  • 412 группа:
    • Баймашева(Мокиевская) Лейсан Равилевна
    • Рождественский Артем Дмитриевич
    • Слович Марко Драгишевич
    • Цянь Люмуси
  • 413 группа:
    • Хазиахметов Азат Айдарович
    • Шамина Арина Алексеевна
  • 414 группа:
    • Берочкина Вероника Алексеевна
    • Дорохин Александр Владимирович
    • Кочура Тимофей Сергеевич
    • Цыбина Ольга Алексеевна
  • 416 группа:
    • Гервиц Виктория Александровна
    • Гореленкова Анастасия Петровна
    • Гринченко Егор Дмитриевич
    • Гулевская Софья Олеговна
    • Задворный Даниэль Сергеевич
    • Манджиев Улан Викторович
    • Торбин Николай Викторович
    • Шахраманьян Михаил Андреевич
  • 417 группа:
    • Богачев Владимир Александрович
    • Глазырина Светлана Евгеньевна
    • Иванов Егор Романович
    • Смирнова Виктория Станиславовна
    • Суржанский Александр Сергеевич
  • 418 группа:
    • Голобоков Дмитрий Иванович
    • Гребенкин Сергей Дмитриевич
    • Золкина Екатерина Максимовна
    • Колесникова Наталия Сергеевна
    • Сергеев Максим Денисович
  • 419/1 группа:
    • Аталаева Марьям Гитиномагомедовна
    • Мурадян Давид Каренович
  • 419/2 группа:
    • Гмыриков Константин Константинович
    • Дыскина Мария Алексеевна
    • Ильина Дарья Дмитриевна
    • Камловская Надежда Олеговна
    • Медведев Георгий Михайлович
    • Минц Александр Артурович
    • Михеев Егор Михайлович
    • Прокопьев Андрей Александрович
    • Скиц Никита Александрович
    • Шереметьева Анастасия Александровна 
  • 441/2 группа:
    • Панкина Алина Алексеевна
    • Плотников Алексей Сергеевич
  • Казахстанский филиал:
    • Абдикашева Вилена Ринатовна
    • Алдабергенов Руслан Даниярович
    • Арзуманьян Андрей Эдуардович
    • Бежнар Артем Иванович
    • Воробьев Егор Александрович
    • Досай Даулетбек Олжасулы
    • Жуматай Арсен Мерейулы
    • Нукешова Индира Досжановна
    • Саликов Амир Жанатович
    • Шаку Жангирхан Жусипулы

 

  • При выставлении зачётов автоматом за электронное тестирование учитывается также посещение лекций.
  • Тестирование будет проводиться посредством системы http://sigma.parallel.ru
  • Даты проведения электронного тестирования: 10 декабря 14:35 - 16:05, 17 декабря 14:35 - 16:05.
  • На выполнение теста даётся 1 час.
  • Пароли для тестирования будут высланы старостам групп.
  • Инструкция по прохождению тестирования. Обратите внимание, что в конце проведения тестирования бывает рассинхзронизация времени, поэтому не откладывайте введение ответов на потом!
  • Примеры вопросов для тестирования.
  • Просьба старост групп присылать на адрес asa@parallel.ru списки групп (ФИО полностью). Получены списки групп: 323, 401, 402, 403, 404, 405, 407, 409, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 418, 419/1, 419/2, 441/2, Казахстанский филиал.

Зачёт за выполнение практического задания.

  • Зачёт за выполнение практического задания получают:
    • Попко Федор Дмитриевич, группа 405
    • Глазков Даниил Андреевич, группа 412
    • Плотников Алексей Сергеевич, группа 441/2
  • Задание выполняется индивидуально.
  • Требуется описать в рамках энциклопедии AlgoWiki и реализовать на суперкомпьютере "Ломоносов-2" параллельную версию некоторого алгоритма. Алгоритм выбирается на основе текущей научной работы, описание алгоритма должно отсутствовать в AlgoWiki.
  • В AlgoWiki требуется заполнить описание алгоритма согласно такой структуре (в описании обязательно должны остаться заголовки всех разделов!), требуемые для зачёта пункты описания: 1.1-1.9, 2.4, 2.7, 3). Студенты выполняют задание в личном пространстве (т.е. статья должна называться, например, Участник:User/Алгоритм k средних). В самом начале статьи должен быть указан её автор.
  • Заявка посылается на адрес asa@parallel.ru до 15 октября. Заявка должна содержать ФИО полностью, номер группы, обоснование выбора алгоритма для параллельной реализации. На основе заявки оформляется доступ на суперкомпьютер "Ломоносов-2".
  • Параллельная реализация должна быть выполнена с использованием технологий MPI, OpenMP или Cuda. Для полученной реализации нужно провести исследование сильной масштабируемости. В случае плохой масштабируемости требуется определить основные мешающие факторы.
  • До 5 ноября должна быть сформирована страничка с описанием алгоритма в энциклопедии AlgoWiki. К этому сроку должны быть заполнены пункты описания 1.1, 1.2 и 3. Адрес страницы нужно прислать на asa@parallel.ru.
  • Отчёт по заданию посылается на адрес asa@parallel.ru. Срок представления отчёта - 10 декабря.
  • Отчёт должен включать:
    • обоснование выбора алгоритма для параллельной реализации;
    • ссылку на описание выбранного математического алгоритма в энциклопедии AlgoWiki;
    • результаты запусков на суперкомпьютере "Ломоносов-2";
    • график сильной масштабируемости с пояснениями;
    • объяснение полученных результатов.
  • К отчёту должен прилагаться текст программы с краткими комментариями.
  • Собранные результаты должны быть объяснимы и повторяемы.
  • В отчёте должны содержаться сведения о программно-аппаратной среде, в которой получены результаты (компьютер, компилятор с использованными опциями оптимизации, библиотеки и т.д.)
  • Каждый прогон программы с новыми параметрами рекомендуется выполнять несколько раз с последующим усреднением результата (для избавления от случайных выбросов).
  • Количество процессов рекомендуется задавать в виде p=2n, n=0, 1, 2, …, k, где k определяется доступными ресурсами.

Конкурс изображений "Параллелизм вокруг нас".

Объявляется конкурс изображений "Параллелизм вокруг нас". Изображения, присылаемые на конкурс, должны демонстрировать какие-то идеи параллельных вычислений на обыденном материале, который можно найти повсюду вокруг.

Изображения на конкурс принимаются в двух номинациях:

  1. Собственные изображения, права на использование которых передаются организаторам конкурса. В эту же номинацию входят собственные коллажи из чужих изображений (но не просто добавление подписи!).
  2. Найденные где-то (чужие) изображения.

В конкурсе оценивается в первую очередь идея (соответствие тематике, оригинальность, неожиданность), но и качество изображения тоже имеет значение. Идеи без визуального воплощения на конкурс не принимаются.

Для участия в конкурсе необходимо в срок до 19 ноября прислать свои варианты изображений на адрес asa@parallel.ru. К каждому изображению необходимо написать свои ФИО, номер группы, номинацию, а также прислать пояснения - какую идею из области параллельных вычислений, по мнению автора, оно демонстрирует.

Победители конкурса в каждой номинации получают зачёт автоматом. Также возможно получение большего количества зачётов автоматом, если будут представлены достойные варианты. Изображения, повторяющие идеи победителей прошлых лет, не имеют шансов на победу.

Примеры возможных изображений:

Зачёт победителям конкурса будет проставляться в день и во время первого устного зачёта.

Работы, победившие в 2024 году

I номинация.

  • Левыкин Александр Михайлович, группа 417

Картинки с коллажа были сгенерированы нейросетью Kandinsky 3.1. Пчелиный улей ярко демонстрирует многие идеи параллельных вычислений:

1. На 1-й картинке коллажа рядом с пчелиным ульем можно увидеть муравьев. Известно, что в природе муравьи могут как уничтожать ульи, так и жить в симбиозе, что демонстрирует идею Конкурентного и кооперативного планирования задач (Cooperative vs. Competitive Multitasking): когда муравьи и пчелы живут в симбиозе, они извлекают выгоду из общего пространства, не мешая друг другу. Это похоже на кооперативную многозадачность, когда процессы делят ресурсы без конфликтов: например, когда GPU и CPU работают в одной системе, дополняя друг друга. Если же муравьи начинают нападать на пчел, они становятся конкурентами за ресурсы, что приводит к разрушению всей системы (улья), что похоже на конкурентную многозадачность или конфликты за ресурсы. Это может привести к снижению производительности системы или даже к "взаимной блокировке" (deadlock).

2. Разделение задач (Task Parallelism):  На картинках 2, 3, 4 коллажа мы видим, что пчелы выполняют различные задачи — уход за личинками (картинка 2), полёты за нектаром (картинка 3), защита и укрепление улья (картинка 4), — так и в параллельных вычислениях разные потоки могут работать над различными частями одной большой задачи.

3. Коммуникация (Communication and Synchronization): Пчелы взаимодействуют через "танцы" и феромоны, что похоже на синхронизацию процессов в кластерах, где важна быстрая передача данных между вычислительными узлами.

4. Отказоустойчивость (Fault Tolerance): Если какая-то пчела погибает или выпадает из работы, другие продолжают выполнять её задачи, что напоминает механизмы дублирования и восстановления в вычислительных системах.

  • Романенко Александр Евгеньевич, филиал МГУ в г.Саров, группа ВМ-124

Ситуация представляет собой самый доступный и безопасный способ прочувствовать deadlock на себе. Сначала ребята встают в круг друг за другом, а потом каждый садится на колени к сзади стоящему, получаем ситуацию deadlock. Теперь, чтобы Вам встать, нужно подождать пока встанет человек, сидящий у Вас на коленях, но так как все сидят на коленях друг у друга «по кругу» встать не может никто – остаётся только падать (я в серой куртке спереди).

  • Морозов Иван Дмитриевич, группа 417

На изображении представлена оживлённая кухня ресторана, где несколько поваров работают параллельно на отдельных станциях. Один повар занят нарезкой овощей, другой – готовкой на плите, а третий – оформлением готовых блюд для подачи. Такое разделение труда напоминает параллельные вычисления, где каждая задача выполняется своим потоком.

Стальные столы и яркое освещение подчёркивают организацию рабочего пространства, обеспечивающую высокую производительность. Полки с продуктами и инструментами в фоне играют роль общего пула ресурсов, доступного всем потокам (поварам).

Некоторые процессы, например, подача блюд клиентам, зависят от завершения всех предыдущих этапов, что иллюстрирует концепцию синхронизации потоков в параллельной обработке. Кухня, организованная как конвейер, является идеальной метафорой для демонстрации эффективности распределённых вычислений.

  • Пименова Светлана Ильинична, филиал МГУ в г.Саров, группа СКТ-124

Многозадачность. Изображение человека, который пытается выполнять сразу несколько  дел — готовиться к экзамену, слушать музыку, работать за компьютером, заполнять ежедневник — приводит к тому, что ни одно дело не выполняется качественно. Это символизирует перегрузку задач и потерю эффективности.  

II номинация.

  • Бородинов Владислав Михайлович, группа 402

Пример взаимной блокировки: чтобы достать ножницы, нужно открыть упаковку, а чтобы открыть упаковку, нужны ножницы.

  • Сержантов Артемий Вячеславович, филиал МГУ в г.Саров, группа ВМ-124

Параллелизм встречается в очень многих сферах нашей жизни, но особенно часто в коллективной работе над одной огромной задачей. Именно здесь кроются действительно невероятные возможности применения параллелизма. На картинке изображено сооружение моста в Китае, в городе Пекине. Была задействована коллективная работа 116 экскаваторов. Мост был построен всего за каких-то 43 часа. Это кажется просто немыслимым! Ведь при стандартном выполнении такого проекта могут уйти целые годы. Данная картинка иллюстрирует параллелизм по данным (однотипная обработка большого объема данных, оптимальное распределение по процессам).

  • Брылев Роман Дмитриевич, филиал МГУ в г.Саров, группа СКТ-124

Не всегда количество процессоров помогает решить задачу. Некоторые процессоры могут простаивать, а некоторые вовсе мешают, увеличивая рост накладных расходов.

  • Буян Кирилл Игоревич, группа 403

На данной картинке изображена плесень Physarum polycephalum. Интересной особенностью данного организма является его способ поиска еды: поначалу он начинает разрастаться во все стороны, как бы параллельно рассматривая все возможные пути. Когда же один из путей приводит к еде, он сосредотачивается лишь на тех отростках, которые образуют кратчайший путь до питательных веществ. Таким образом, данный организм решает задачу поиска кратчайшего пути, используя синхронное распараллеливание.

  • Солодухов Тимофей Олегович, группа 404

Демонстрация проблемы с критическим ресурсом при параллелизме.

 

Работы, победившие в 2023 году

I номинация.

II номинация.

Работы, победившие в 2022 году

I номинация.

II номинация.

Работы, победившие в 2021 году

I номинация.

II номинация

Работы, победившие в 2020 году

I номинация.

II номинация

Работы, победившие в 2019 году

I номинация.

II номинация

Работы, победившие в 2018 году

I номинация.

II номинация

Работы, победившие в 2017 году

I номинация.

II номинация

Работы, победившие в 2016 году

I номинация.

II номинация

Работы, победившие в 2015 году

I номинация.

II номинация


Конкурс выступлений в формате "Научный стенд-ап".

Объявляется конкурс выступлений в формате "Научный стенд-ап" по материалам курса. Конкурс пройдёт на последней лекции курса. Каждый участник должен будет выступить в формате "Научный стенд-ап" продолжительностью до 10 минут. Выступление должно в яркой форме демонстрировать некоторые положения данного лекционного курса или своей научной работы в связке с некоторыми положениями данного курса. Зачёт по курсу получат те участники конкукрса, чьи выступления покажутся заслуживающими внимания лекторам (и, возможно, другим приглашённым членам жюри).

Желающие поучаствовать в конкурсе выступлений в формате "Научный стенд-ап" должны в срок до 19 ноября прислать примерные сценарии своих выступлений на адрес asa@parallel.ru. К конкурсу будет допущено до 6 выступающих, если желающих окажется больше, то будет проведён предварительный отбор на основе присланных сценариев.

Формат выступлений должен примерно соответствовать стилистиске подобного конкурса на канале "Культура".


Материалы к курсу: